Управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда
Алгоритм процедуры оценки рисков.
Шаг I. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков.
На 1 этапе необходимо разработать внутреннею документацию в соответствии с действующим законодательством, а именно:
1. Оформить в виде раздела Положения о СУОТ.
2. Разработать политику в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению.
3. Разработать положение в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению.
4. Разработать приказ о назначении должностного лица, ответственного за систему управления профессиональными рисками.
5. Разработать приказ о назначении должностного лица, ответственного за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах.
6. Разработать график проведения оценки рисков по подразделениям организации.
Оценка рисков должна быть оформлена в виде отчета с указанием установленных уровней риска. Одним из важнейших мероприятий в процедуре оценки рисков является составление перечня мер по снижению уровней рисков.
Шаг II. Идентификация опасностей на штатных рабочих местах. Составление перечня (реестра) опасностей организации
Идентификацию рисков нужно проводить не только с учетом штатного производственного процесса, но и моделируя возможную аварийную ситуацию или инцидент, связанный с нарушением в работе ресурсоснабжающих организаций, а также экстренную эвакуацию из здания, или несчастный случай. Поэтому идентификацию должны проводить специалисты, которые хорошо знают производство, руководили работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не малоопытные сотрудники.
Во время идентификации рисков обязательным условием является участие сотрудников, чьи рабочие места подлежат идентификации рисков или возникнут вопросы у представительного органа работников или ГИТ.
Перечень опасностей включает:
механические опасности;
электрические опасности;
термические опасности;
опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности;
опасности из-за недостатка кислорода в воздухе;
опасности, связанные с воздействием химического фактора;
опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;
опасности, связанные с воздействием биологического фактора;
опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса; опасности, связанные с воздействием шума;
опасности, связанные с воздействием вибрации; опасности, связанные с воздействием световой среды;
опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений;
опасности, связанные с воздействием животных;
опасности, связанные с воздействием насекомых; опасности, связанные с воздействием растений;
опасности, связанные с организационными недостатками; опасности пожара; опасности обрушения; опасности транспорта;
опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов; опасности насилия; опасности взрыва;
опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты.
Шаг III. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков.
После того, как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.
Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска.
Оценку нужно проводить по утвержденной методике. Работодатель вправе выбрать любые методы идентификации опасностей в зависимости от специфики и структуры своей организации. Можно выбрать наиболее подходящий метод для конкретной организации или ИП, в стандарте
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
Шаг IV. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков.
Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.
Мероприятия в этом плане необходимо ранжировать:
По исключению опасной работы (процедуры) из технологического цикла.
По замене опасной работы на менее опасную.
По реализации инженерно-технических методов ограничения рисков воздействия на работников.
По ограничению времени опасного воздействия риска на работников.
По использованию средств индивидуальной и (или) коллективной защиты.
План утверждается руководителем организации, после чего проводится планомерная работа по его выполнению. Если сроки, указанные в плане, не выдерживаются, необходимо выяснить причины. Если причины уважительные, вносятся корректировки в план. Если же причины неуважительные, руководитель организации принимает административные меры.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.