Меню
14+

Официальный сайт Думы и администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лермонтовский сквер.

Пребывание замечательных людей в Железноводске.

Памятник одного из основателей русской классической литературы Михаилу Юрьевичу Лермонтову, который был установлен в Лермонтовском сквере. Это историческое место. Здесь начинал зарождаться курорт «Железные воды».

Площадка под Травертиновым обрывом стала идеальным местом для установки 18 октября 1988 года в честь 174-й годовщины со дня рождения поэта, памятника Лермонтову и устройства одноименного сквера. Оригинальные старинные фонари, скамейки, буквально море цветов, могучие ели окружают сквер, создают неповторимую поэтическую атмосферу, настраивают на романтический лад.

Бронзовый Лермонтов стоит на слегка обработанной гранитной скале и смотрит вдаль на любимые горы Кавказа. История самого памятника довольно необычна.

В начале 60-х годов прошлого столетия в Москве решили поставить памятник поэту у Красных ворот, чтобы как-то отметить место рождения Лермонтова. Был объявлен конкурс, в котором принял участие выпускник Художественного института имени В.Сурикова Леонид Владимирович Тазьба. Была отлита скульптура в бронзе, но не установлена, как планировали. Ее случайно обнаружили на заводе в подмосковных Мытищах. Лермонтоведы прислушались к просьбе кавминводских почитателей поэта, возвести монумент курортного городка у горы Железной. Так и появился в Железноводске свой памятник русскому гению и прекрасный Лермонтовский сквер, ставший любимым местом отдыха гостей и жителей города-курорта.

Среди местностей, городов и уголков России, которые обессмертил Пушкин своим посещением, особое место отводится Кавказу.

Край — им воспетый и горячо любимый. В русской поэзии он — поистине его первооткрыватель. На Железные воды Александр Сергеевич Пушкин прибыл в 1820 году с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского. С его младшим сыном Николаем поэт подружился еще в лицейские годы в Царском Селе.

По пути на Кавказские Минеральные воды в Екатеринославле 25 мая Раевские отыскали Пушкина в жалкой лачуге, лежавшего с тяжелым приступом лихорадки. Отец Николая обратился к начальнику Пушкина, генералу И.Н.Инзову, с просьбой отпустить больного с ними для лечения на Водах.

Теперь стало известно, что встреча Пушкина с Николаем в Екатеринославле была не случайной, а заранее условленной. Для обоих юношей Кавказ был «страною вольности», и поездка туда являлась особенно желанной.

8 июля Пушкин с Раевским переехал с Горячих вод на Железные. Курорт предстал перед ними в своем первозданном виде. Поселились у источника № 1 в калмыцкой кибитке под охраной казаков и солдат. «Здесь мы в лагере, как цыгане, — писал Раевский, — на половине высокой горы. Десять калмыцких кибиток, 30 солдат, 30 казаков... Места так мало, что 100 шагов ступить негде, или лезть в пропасть, или лезть на стену... Картину перед собой имею прекрасную, то есть гору Бештовую».

Отсюда они предпринимали восхождения на горы Железную, Каменную (очевидно, нынешнюю Развалку), Змеиную.

В письме брату Льву от 24 сентября 1820 года Пушкин упомянул о Железных водах: «2 месяца жил я на Кавказе; воды мне были очень нужны и чрезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в теплых кисло-серных, в железных и в кислых холодных...».

На этой площадке, при свете ночных костров, затаив дыхание, Александр Сергеевич слушал воспоминания о службе на Кавказе русских ветеранов. Вместе с юным поэтом жили больше 3-х недель у подножия Железной горы три русских генерала, георгиевские кавалеры, бывшие командующие на кавказском театре — Раевский Н.Н. — старший, Волконский Д.М., Морков И.И. Слушая воинов, Пушкин накапливал впечатления, связанные с рассказами о мужестве русских солдат, представления об обычаях и нравах горцев, о крае чудес, о природе.

Проведя на Водах 2 месяца, Пушкин с Раевским 5 августа покинул их, направившись в Крым. О пребывании Пушкина на Железных водах в начале его 4-х летних скитаний на юге, напоминает памятная доска, установленная в честь 200-летия поэта в Лермонтовском сквере.

Склоны, скалы, вековые деревья, которые вы видите вокруг себя, были свидетелями пребывания в Железноводске и других замечательных людей.

В 1852 и 1853 году почти полгода на Водах жил великий писательЛев Николаевич Толстой. Был он и в Железноводске. Вместе с ним на Воды в запыленном тарантасе приехали его крепостной слуга Ванюша, молоденький офицер-сослуживец Николай Буемский и любимый бульдог Булька.

Молодой Толстой, еще не ведающий, что станет писателем, вел дневник, поэтому его жизнь здесь известна документально. Дневник — зеркало его души, уже в те годы жадно ищущей нравственных основ жизни, оценки ее заявлений, — подробно рассказывает о событиях во время пребывания на Водах.

В Железноводске Л.Н.Толстой лечился у доктора К.Х.Рожера. Жил, очевидно, в чуть ли не единственной гостинице Карпова вблизи от источников и Калмыцких ванн. Все дни посетители Железных вод в то время проводили в парке, огромном и тенистом, представлявшем собой часть давно существовавшего тут леса.

Толстому нравились прогулки вокруг горы Железной, восхождение на ее вершину, поездки к причудливым обломкам Развал-горы, иначе именуемой «Спящий лев». Верхом большими группами отдыхающие ездили к «Орлиным скалам» горы Бештау, к скале в лесной чаще, которую за ее очертания назвали «Куклой».

В Железноводске он закончил один из вариантов рассказа «Набег». Возможно, в этом ему помогло общение у горы Железной с «живыми» прототипами двух героев рассказа Буемским и Хилковским, бывшими сослуживцами Толстого по кавказской армии. Первый послужил прообразом прапорщика Аланина, а второй — капитана Хлопова.

В Железноводске Лев Николай Толстой продолжил работу над романом «Русского помещика» (рассказ «Утро помещика»), над повестью «Отрочество», над рассказом «Рубка леса», над первой редакцией повести «Беглец» («Казаки»).

Вероятно, прогулки вызывали особую динамику, в мыслях писателя. В дневнике он отметил: «В Железноводске в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего, дельного и полезного, не знаю, что из этого выйдет».

У лечебных ключей горы Железной восстанавливали здоровье и другие замечательные люди.

Первый из русских композиторов прикоснувшейся к музыке гор, был Михаил Иванович Глинка. В биографических записках композитора написано: «Взявши несколько ванн кислосерных, отправились мы на Железные воды, расположенные посреди лесов, на площадке на половине горы. Местоположение этих гор дикое, но чрезвычайно живописное. Был только один деревянный для помещения проезжающих, кто не находил там пристанище, разбивал палатку, и ночью площадка походила на кочевье диких воинов. После нескольких ванн Железной воды я начал чувствовать себя дурно, а вскоре жестокие головные боли принудили меня оставить эти воды. Мы отправились в Кисловодск и, помнится ехали с конвоем и пушкой...»

В 1837 году в ссылке на Кавказе находился декабрист Александр Иванович Одоевский. Корнет гвардии Конного полка. Член Северного общества с 1825 года. Принимал активное участие в подготовке и ходе восстания на Сенаторской площади. Благородный облик поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, нарисовал Н.П.Огарев в очерке «Кавказские воды». Он рассказал о том, как Одоевский в Железноводске читал стихи: «...Мы пошли в лес по дорожке к источнику. Деревья по всей дорожке сплетались в крытую аллею. Месяц просвечивал сквозь темную зелень. Мы сели на скамью. И Одоевский говорил свои стихи. Он окончил, а его стихи и голос остались в памяти». Умер Одоевский от малярии в Псезуапе (ныне Лазоревское).

«Колумб поэтических материков» — так В.В.Маяковский назвал поэта Виктора Владимировича Хлебникова. Сам поэт взял себе имя Велемир. Чтобы понять жизнь, он много странствовал: то пешком, то в вагонах-теплушках, то на крестьянских бричках. В трудном голодном 1920 году «по шпалам» пришел из Харькова в Ростов-на-Дону. Отсюда попал в Баку. Летом 1921 года после семидневной езды в поезде от Баку до Минеральных Вод, Хлебников неожиданно появился в Железноводске. Жил в полуразрушенном санатории, который некогда принадлежал врачам П.П.Эминет и Е.М.Бенкендорфу. «Горный воздух», такое поэтическое название до сих пор носит дворец здоровья, был открыт для детей в 1911 году.

В Железноводске он работал чрезвычайно много. Переписывал какие-то старые записки, что-то рвал, что-то вписывал в большую книгу, похожую на конторскую. Был очень потрясен, когда сюда дошла весть о смерти А.Блока. По воспоминаниям сестер Самородовых, которые жили вместе с поэтом: «Жизнь в Железноводске была трудна и голодна, и мы частенько сидели без хлеба. Он был удивительно неприхотлив. Никогда ни на что не жаловался, не ворчал на тяжелые условия жизни и голод. Не смущался, если дачники угощали его горячей лепешкой или бобовой похлебкой.»

Видимо, в Железноводске им написано стихотворение «Голод», полное страшных картин: тут и дети, собирающие в лесу жирных гусениц, заячью капусту, и животные, лесную пищу которых съели голодные люди. Хлебников очень много гулял, он особенно любил лес, всю природу, столь одушевленную в его произведениях. В конце сентября он переезжает в Пятигорск, где работает ночным сторожем при редакции газеты.

В 1899 году был здесь и царь-бас Федор Шаляпин. Приехал из Кисловодска, где давал концерты. Выступал он и в Железноводске в музыкальной беседке, где по бокам стояли деревянные скамейки, на которых восседала курортная публика.

Неоднократно бывал в Железноводске (1863, 1865, 1868 гг) талантливый пианист и композитор и руководитель творческого содружества русских композиторов «могучая кучка» — Милий Алексеевич Балакирев. Здесь он пропагандирует отечественную музыку. О своем лечении он писал: «Еще попью железной воды и надеюсь быть совсем молодцом...».

Был здесь замечательный русский художник Николай Александрович Ярошенко, который жил в Кисловодске, в Железноводск приезжал в 1874, 1885-1898 годы. Его альбом с рисунками окрестностей нашего города хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Неоднократно в Железноводске (1898, 1900, 1902, 1903, 1905, 1907, 1909) жила и лечилась великая русская артистка Вера Федоровна Комиссаржевская, которую называли «властительницей дум» передовой молодежи.

В Железноводске играла в спектаклях: «Горнозаводчик», «Бой бабочек», «Общество поощрения скуки» и другие. Комиссаржевская писала о своем лечении в Железноводске: «У нас все холода были, даже град шел на днях, так что я не могла брать грязевых ванн, взяла всего 4 — ослабеваю после них». Вместе с лечащим врачом А.К.Хрщоновичем и его семьей Комиссаржевская ездила смотреть скачки. Очевидно, они были на конном заводе графа Строганова, возле горы Змейки. Известен и Железноводский адрес актрисы: дом Карпова, квартира 56. «Я отдыхаю, купаюсь в солнце», — это было последнее впечатление Веры Федоровны Комиссаржевской о Кавказских Минеральных водах. В 1910 году она умерла.

Все названные нами замечательные люди, посетившие Железноводск в 19 веке, пользовались лечебными ключами курорта. Сейчас мы пройдем к этому историческому источнику, где и познакомимся с его историей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1118