Меню
14+

Официальный сайт Думы и администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края

06.11.2020 10:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Профессиональные риски.

1

Что такое профессиональный риск? Оценка профессиональных рисков?

Профессиональный риск — сочетание вероятности нанесения ущерба здоровью и жизни работника в процессе труда и тяжести этого ущерба. Оценка профессионального риска – процедура, позволяющая определить количественное или качественное значение показателя риска.

2

Какие нормативные акты об оценке профессиональных рисков необходимо изучить?

Статья 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, которая обязала работодателя информировать работников о риске повреждения их здоровья в процессе труда.

Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда 19.08.16 №438н. В нем раскрываются понятия профессиональных рисков и процедуры управления ими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», где описаны правила и методы оценки профессиональных рисков.

3

Зачем оценивать профессиональные риски?

Управление профессиональными рисками – прямая обязанность работодателя. Кроме того, оценка профессиональных рисков – инструмент профилактический. Практическая польза от этого мероприятия заключается в том, что работодателю заранее становится известно о прогностической вероятности наступления инцидентов различного характера в его организации. Именно это позволяет проводить мероприятия по охране труда осознанно и целенаправленно.

4

Кто может оценивать профессиональные риски?

Определять уровни профессиональных рисков могут лица, в достаточной степени владеющие хотя бы одной из существующих оценочных методик. Квалификация эксперта должна позволять ему в полной мере учесть все риски (в том числе неявные) и предложить адекватные мероприятия по управлению ими. Целесообразно прибегать к услугам профильных организаций сферы охраны труда.

5

Как оценить профессиональный риск?

В общих чертах процедура определения профессионального риска сводится к решению экспертами следующих задач:

- идентификации опасностей, определения их возможных проявлений и последствий, показателя ущерба;

- определения вероятности (частоты) наступления ущерба;

- оценки (расчета) уровня риска.

6

Как выбрать методику оценки риска?

Единой утвержденной (или даже рекомендованной) методики оценки профессиональных рисков в России на данный момент не существует. Согласно ГОСТ Р 12.0.010-2009 выбор метода зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач. Широкий спектр хорошо зарекомендовавших себя методик, основанных как на прямых, так и на косвенных оценочных методах, позволяет определять профессиональные риски с высокой степенью прогностической точности.

7

Как идентифицировать опасности?

Начать идентификацию опасностей необходимо с определения возможных источников их возникновения. А именно – факторов, сопряженных с профессиональной деятельностью работника, областью деятельности организации, реализацией человеческого фактора и форс-мажорных (случайных) обстоятельств. Полученные данные сводятся в единую базу – реестр опасностей. После комплексного анализа всех опасностей экспертами дается прогноз ущерба от реализации каждой из них. Поскольку идентификация опасностей носит субъективный характер, точность ее выполнения напрямую зависит от опыта и квалификации проводящего ее эксперта.

8

Какие рабочие места подлежат оценке профессиональных рисков?

Профессиональные риски должны быть оценены на каждом рабочем месте организации. Оптимальный вариант: провести оценку риска по аналогии (и на основе) проведенной специальной оценки условий труда. То есть с предварительным определением аналогичных рабочих мест.

9

Как оформить оценку профессиональных рисков?

Оформление результатов оценки профессиональных рисков законодательно не регламентировано. Однако из всей документации должно быть понятно: по какой методике проводилась оценка рисков, кто входил в состав экспертной группы, какие опасности были идентифицированы и какой уровень рисков присвоен каждому рабочему месту. Также желательны экспертные заключения о необходимых мерах по снижению уровней профессиональных рисков работников. Напомним, что согласно ст. 212 ТК РФ работники должны быть ознакомлены с этими показателями.

10

Что мне делать с результатами оценки профессиональных рисков?

Самое правильное решение – применять риск-ориентированный подход к системе управления охраной труда организации на практике. То есть проводить мероприятия по охране труда, исходя из реальных потребностей на рабочих местах. И результаты оценки рисков в этом очень помогают.

11

Какой срок действия оценки уровней профессиональных рисков?

Управление уровнями профессиональных рисков – одна из процедур системы управления охраной труда организации и регламентируется соответствующим локальным нормативным актом. На основании того, что деятельность организации – процесс динамический и многофакторный, выявленные опасности необходимо периодически пересматривать с учетом происходящих изменений. Если изменились опасности (появились новые, или наоборот, исчезли существующие), процедуру оценки рисков следует провести повторно.

12

Ответственность

Если работодатель не провел оценку профессиональных рисков и не ознакомил работников с их уровнями — это расценивается как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП такое правонарушение влечет за собой штраф в размере 50 000 – 80 000 рублей для юридического лица.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19